Определите уровень вашей духовности. При определении уровня духовности был четко выделен момент первостепенной значимости качественного изменения духовных основ бытия при сохранении цельности и единства личности, ее "неповторимого образа в постоянном изменении, творчестве и активности". Утверждается, что сама жизнь такой индивидуальности должна представлять собой "целестремительную творческую активность, имеющую характер длясебябытия". В качестве вывода из сказанного, во-первых, подчеркивается абсолютная ценность личности и сакральность ее духовности. Во-вторых, ставитя ключевая задача выявить разнокачественность людей, утвердить в обществе в целом свободу и достоинство "для каждой человеческой личности, для всех людей".
Из этого понятно, почему прежде всего личность является той ценностью, которая оправдывает смысл существования всей земной жизни, и почему ради личности существует все остальное - народы, государство, само человечество.
Отсюда, с одной стороны, никогда "не может быть личности без и вне множества ее моментов". С другой стороны, имеет место та самореализация человека, когда "во всяком моменте осуществляется вся личность".
Еще один важный момент в воззрениях на духовность - установление мыслителями неразрывной связи ее формирования с трудом и с "духом хозяйства" (С. Булгаков). Рассматривая труд как чрезвычайно важную сферу человеческого бытия, русские философы дали обоснование трудовой аскезы, разумного ограничения мотивации личного благосостояния и выделили определяющую роль духовных мотивов и мотивов общественного блага.
Выявив ограниченность т. н. "экономического человека", С. Булгаков противопоставил ему перспективный тип деятеля - действительно свободной, самодеятельной личности хозяина. Само хозяйство при этом понимается как творчество, оно есть "взаимодействие свободы, творческой инициативы личности и механизма, железной необходимости". И еще подчеркнуто: рассматриваемое как творчество "хозяйство есть явление духовной жизни в такой же мере, в какой и все стороны человеческой деятельности и труда".
Среди исследователей отсутствует единство в объяснении духовности, имеет место ее "урезанное" понимание, сведение только к религиозности, рациональности или культуре переживаний. Между тем использование наследия теоретиков русской идеи в анализе феномена духовности позволяет выявить ее многомерную сложность, трактовать духовность как выход за пределы эгоизма, своекорыстия и утилитаризма.
Представляется перспективным и обоснованным подход к пониманию духовности как способу жизнедеятельности человека. В этом случае, во-первых, духовность явно не тождественна духовной жизни общества. Во-вторых, она оказывается не сводимой только к реалии внутреннего мира человека, как порою еще утверждается в литературе. Духовность - это способ самостроительства личности, способности человека сознательно управлять собой и своим поведением, осмысленно регулировать свою деятельность. В этом плане духовность выступает как "индивидуальный стержень" (М.Горький), как "деятельность превращения материала мое" (Гегель)
В таком контексте духовность есть экзистенциальная категория и "конституирующая особенность" человека (В.Франкл). Это проблема обретения смысла и жизнетворчетсва, стремление к трансценденции личностью своего "Я" в "не?Я", проявление личностного бытия в инобытии. И тогда духовность выявляет себя как ценностная интенция человеческого бытия, как воплощение потенций и интенций духа в реальную деятельность, общение и поведение людей. В итоге духовность есть то специфическое качество личности и раскрытие родовой сущности человека, которую В.Л. Соловьев называл богочеловеческой природой "каждой отдельной особи".
Верное понимание духовности имеет определяющее значение для решения ряда задач. С одной стороны, возможно четкое разграничение социального и духовного в человеке, достаточно точное определение "сверхзадачи жизни" конкретного индивида, главенствующую направленность его души на укоренение своего "Я" в мире, ориентацию его "мыслящего сердца" (Гегель) на благо людей или им во зло.
С другой стороны, при анализе бытия индивида в мире других людей можно выделить высшее проявление интенции духа личности как интенции на другого, "ТЫ", видение в "ТЫ" той высшей ценности, которую А.А.Ухтомский определил как "доминанту на лицо другого". И тогда духовность может быть понята как нравственно сориентированные воля и разум человека, его решения по коренным вопросам бытия.
Истолкование духовности как интенции личностного бытия позволяет установить, во-первых, критерий духовности человека, отграничить ее от бездуховности как потери духа личности, своего "Я", т.е. потери личностного бытия и присущей ему творческой интенции. В этом случае можно понять индивида в его сути и конкретности, в его уникальности и неповторимости.
Во-вторых, можно определить этос взаимности людей как их соучастие, содеятельности субъектов единого, взаимозависимого мира. Это - "изначальная способность, сущность духовного существования, духовной реальности". Если этого нет, то наступает одиночество и мрак отчуждения, различные формы потери человеком самого себя.
В-третьих, духовность раскрывается не как качество и данность, а как процесс, становление, направленность и ценностная интенция личностного бытия.
Изложенная трактовка духовности личности позволяет заключить, что только формирование духовности прекращает одноплановое существование человека, позволяет ему пройти через трудности самоопределения до самоутверждения в качестве зрелой многогранно развитой личности. Такая личность поднимается на уровень подлинного общения и соединения людей, она утверждает абсолютную ценность новой культуры. А через этот акт формируется тот уровень богатства духовного мира человека и та мера его самореализации, обретения им свободы и творчества, когда личность в итоге "обладает в самой себе той индивидуальностью, которой требует идеал".
Предлагаемый тест вовсе не претендует на истину в последней инстанции, как и на истину вообще, но предлагает единственный на сегодняшний день реальный критерий, по которому вы можете определить уровень свой духовности.
Итак,
1. Вы работаете как физически, так и интеллектуально каждый день?
2. Вы создали или находитесь в процессе создания творческого наследия (книга, скульптура, архитектура, картина и т.п.)
3. Вы считаете, что после вашей смерти вас будут помнить как минимум лет 100 люди, не яваляющиеся вашими родственниками?
4. Вы создали что-либо материальное, физическое, что может существовать без вас и приносить пользу людям? (построили дом, мост, памятник, посадили сад, построили дорогу и т.п.)
5. Вас знают люди? Вы известны кому-то кроме родствеников, соседей и коллег по работе?
6. Вас любят люди? Кроме родственников, детей, родителей?
7. С вами советуются люди по серьезным вопросам?
8. Вы никогда ничего не украли?
9. Вы никогда не причинили физическую боль другим людям?
10. Оказавшись в незнакомой вам глухой тайге без огня, еды, одежды в окружении диких зверей вы сможете вернуться домой?
11. Вы придерживаетесь какого-то определенного мировоззрения?
12. Важно ли для вас мнение других людей о вас?
13. Вы можете подвигнуть (спровоцировать, уговорить, принудить) других людей на какое-либо действие?
14. Вы любите свою работу?
15. Вам нравится жить в наше время?
16. Вы помогаете людям материально?
17. Готовы ли вы поступиться собственными интересами ради необходимости на пользу других людей.
18. 18.Верите ли вы бога? (любого или нескольких)
19. Вы человек высокой морали, нравственны, добры, оказываете поддержку и помощь другим людям (всегда, ежедневно и без исключений)?
20. Вы интеллектуальны, умны, культурны, воспитанны?
21. Вы считаете себя духовным человеком?
22. Вы считаете автора данного теста высокодуховным человеком?
За каждый ответ "да" добавьте себе 10 баллов. Общая сумма менее 40 баллов говорит скоре всего о вашей бездуховности. От 40 до 100 - низкая духовность. От 100 до 170 - средняя духовность. От 170 до 210 - высокая духовность.
Авторство данной методик принадлежит Чижу, я лишь нашел этот тест в интернете.